Древний, как сама мечта о покорении океана, закон гласит, что женщина на корабле к неприятностям, к беде даже. Кстати, об этом можно почитать в нашем клубе «Мужчина и женщина». Материал так и называется «Почему женщина на корабле к несчастью?»Но были такие дамы, которые ничего моряку, кроме надежды, радости и удачи, принести и не могли.
История фигур на носу кораблей длинная и любопытная. Началось все в незапамятные времена, когда противника в море важно было сразу же припугнуть. Потому на судах и появились драконы, змеи, чудища фантастические, хищные птицы. Драккары викингов в этом смысле показательны. Представишь, что из тумана, да под рев боевых рогов, возникает алчная пасть и не сулящие ничего хорошего глаза, так и сейчас оторопь берет.
Затем морская мысль загуляла в ином направлении. Противника пугать надо, это факт, но ведь не лишне и задобрить водную стихию. Отсюда возникли образы Посейдона, прочих античных богов, нимфы разные, русалки, наяды. Вот последние, пожалуй, и стали первыми женщинами или почти женщинами, украсившими суда.
Были случаи, когда статуи (а они со временем они становились все красивее и искусней исполненными) обозначали имя корабля, скажем, единороги замаячили, морские коньки. Изваяния делались элегантней и тоньше еще и потому, что массивная носовая фигура ухудшала ходовые качества посудины. А вот престижно было увенчать нос настоящим произведением искусства. Это, по сути, была визитная карточка хозяина.
Когда корабль, отслужив свое, списывался, фигуру срезали и оставляли владельцу или капитану на память. Оттого старинных кораблей сохранилось мало, а морских статуй много. Между прочим, мода на подобные украшения устойчиво сохранялась до конца XIX века. А последние случаи появления эдаких архитектурных излишеств судостроения относятся и вовсе к началу ХХ столетия.
Почему, спросите вы, среди логичных для морских приключений драконов, осьминогов, яростных воинов и царей, реальных и легендарных, оказалось много женщин? Прежде всего, женская фигура – это всегда красиво. К тому же, постоянно напоминает, ради кого мужчинами свершается все на свете, включая безумные подвиги. А еще, порой суда назывались в честь неких красоток, их бюсты или ростовые фигуры и водружали на носу корабля.
Пик популярности морских деревянных скульптур пришелся на эпоху, когда в мировых водах властвовали галеоны. И теперь, прошу простить за пикантность момента, но из истории слов не выкинешь.
Одно из названий таких фигур – галеонные. В русскую морскую терминологию крепко вошло и навсегда там осталась производная от упомянутого слова – гальюн. То есть, сортир на судне.
Суровая правда жизни такова, что на носовом выступе парусников, за спиной у нептунов, чудищ и легкомысленных или вполне строгих нравом красоток, находился важный узел жизнедеятельности. У человека сухопутного расположение гальюна вызывает недоумение. Зачем же делать это на носу? Может лучше сброс продуктов, так сказать, переработки осуществлять на корме?
А вот и нет! Мы же помним, что речь идет о парусных судах, которые двигаются исключительно по ветру. Который и уносил… Сами понимаете, что он уносил в океан. На корме же капитанская каюта, помещение судового лекаря, офицерская кают-компания, с собственным, командирским гальюном, но это уже отдельная история.
В общем, когда увидите в кино, как гордый парусник атакует неприятеля или важно заходит в порт, а на носу его скалится монстр или таинственно смотрит в никуда дева, понимайте, чем именно вперед идет корабль. Возвышенное и простое человеческое, природное, приземленное, что ли, часто соседствуют. В море – тем паче.
Родина летучих пассажиров
Боярыня знаменитая и непокорная
Предметы женской национальности